Американская Национальная академия искусства и науки звукозаписи впервые вручила премию «Грэмми» в 1959 году. С тех пор она считается самой престижной музыкальной наградой — по аналогии с «Оскаром» для кино и «Эмми» для телепередач. Российские и советские музыканты — Юрий Башмет, Гидон Кремер и Максим Венгеров — получали «Грэмми» в разных номинациях. Читайте, за что статуэтку вручили Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву и кто из россиян удостоился награды за «экстраординарную карьеру».
Первый советский лауреат «Грэмми»: Святослав Рихтер
Первым советским музыкантом, который получил «Грэмми», стал пианист Святослав Рихтер. В СССР он стал известен еще в 1940-х, после победы на Третьем Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в 1945 году. Уже в 1950-х Рихтер гастролировал не только по советским республикам, но и по зарубежным странам. В 1960 году он дал несколько концертов в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Чикаго и других американских городах. Туда музыкант смог поехать, когда СССР и США подписали соглашение об обменах в области науки, техники, образования, культуры и других областях.
Выступления Рихтера в сопровождении Филадельфийского и Чикагского симфонических оркестров пользовались в США большой популярностью. В газете New York Herald Tribune писали о его концертах: «Рихтер действительно является величайшим пианистом нашего времени, мастером-музыкантом и мастером-пианистом. <...> Рихтер полностью оправдал самые большие ожидания. <...> Он феноменальный артист».
На третьей церемонии вручения «Грэмми» в 1961 году Святослав Рихтер получил премию за исполнение Концерта для фортепиано с оркестром №2 Иоганнеса Брамса. В следующие годы музыканта еще 11 раз номинировали на «Грэмми», но больше награду ему не вручали.
«Экстраординарная карьера» и «жизнь в записях»: Мстислав Ростропович
Виолончелист, пианист и дирижер Мстислав Ростропович родился в семье профессиональных музыкантов, а впервые выступил перед публикой уже в восемь лет. Среди учителей Ростроповича были композиторы Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович.
Ростропович получал премию «Грэмми» пять раз. Впервые его номинировали в 1964 году. Однако тогда музыкант не стал лауреатом конкурса. Первую награду ему вручили только через шесть лет за исполнение Двойного концерта для скрипки и виолончели Иоганнеса Брамса.
Мстислава Ростроповича несколько раз награждали «Грэмми» в номинациях «Лучшее исполнение камерной музыки», «Лучшее исполнение инструментального соло в сопровождении оркестра». В британском журнале о классической музыке International Record Review писали: «Ростропович был превосходным пианистом и играл раннего Брамса с такой отдачей и мастерством, которые редко встречались».
В 2003 году Ростропович получил специальную награду от американской Национальной академии искусства и науки звукозаписи. Ему вручили «Грэмми» за «экстраординарную карьеру виолончелиста и дирижера, за жизнь в записях». Ростропович первым в России получил главную награду премии.
Среди российских лауреатов больше всего «Грэмми» вручили пианисту и дирижеру Владимиру Ашкенази. Впервые его наградили в 1974 году в категории «Лучшее исполнение инструментального соло в сопровождении оркестра» за Концерты для фортепиано Людвига ван Бетховена. Уже тогда Ашкенази за импульсивную и эмоциональную игру называли «музыкантом вулканического темперамента». А поэт Иосиф Бродский упомянул пианиста в своей поэме «Римские элегии»:
Север! В огромный айсберг вмерзшее пианино,
Mелкая оспа кварца в гранитной вазе,
Не способная взгляда остановить равнина,
Десять бегущих пальцев милого Ашкенази
Прославился Ашкенази и как дирижер. Он руководил Лондонским королевским оркестром, оркестром Чешской филармонии. В британской газете The Guardian писали, что музыкант «рожден, чтобы дирижировать».
Всего Ашкенази награждали премией «Грэмми» семь раз. Кроме номинации «Лучшее исполнение инструментального соло в сопровождении оркестра» ему вручали статуэтку за исполнение камерной музыки. Свою седьмую премию Владимир Ашкенази получил в 2010 году. Тогда он и пианист Евгений Кисин удостоились награды за лучшее инструментальное исполнение с оркестром. Они сыграли Второй и Третий концерты Сергея Прокофьева для фортепиано.
«Лучший текстовый альбом для детей»: Михаил Горбачев, Билл Клинтон и Софи Лорен
В 2004 году премию «Грэмми» в номинации «Лучший текстовый альбом для детей» получил бывший Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев. Он озвучил текст в сборнике музыкальных сказок «Петя и волк». Вместе с Горбачевым над альбомом работали бывший президент США Билл Клинтон и итальянская актриса Софи Лорен. Музыку к сказке записал Российский национальный оркестр. Он стал первым в России коллективом, который получил «Грэмми».
В сборник для детей вошли две симфонические сказки. Текст и музыку «Пети и волка» еще в 1930-х написал Сергей Прокофьев. Продолжение сказки под названием «По следам волка» сочинил французский композитор Жан-Паскаль Бейнтус в 2003 году по заказу Российского национального оркестра. Английскую версию сказки записали на компакт-диск. Михаил Горбачев озвучил вступления и эпилоги произведений, Софи Лорен прочитала «Петю и волка», а Билл Клинтон — «По следам волка».
В 2004 году Российский национальный оркестр исполнял «Петю и Волка» на гастролях в США. А еще через год оригинальную сказку и ее продолжение поставили в России. Текст произведения читал актер Олег Табаков.
Самый молодой российский лауреат «Грэмми»: Даниил Трифонов
Самым молодым из россиян, которые получали премию «Грэмми», стал пианист Даниил Трифонов. Музыканта впервые номинировали на приз еще в 2014 году, когда ему было 23 года. Тогда Трифонов претендовал на победу сразу в двух номинациях — «Лучший сольный инструментальный альбом» и «Лучший классический компендиум».
В список номинантов Трифонова включили и в следующем, 2015 году. Однако «Грэмми» он получил только через три года, на юбилейной, 60-й церемонии вручения премии. Пианист удостоился награды в номинации «Лучший классический инструментальный сольный альбом». В газете The Times об игре Трифонова писали: «Без вопросов это самый потрясающий пианист нашего времени».
Трифонов первым в мире записал диск со всеми этюдами Ференца Листа. До того пианист несколько лет исполнял «Трансцендентные этюды» композитора, а затем решил выучить остальные его инструментальные пьесы. Все они вошли в альбом Transcendental. Daniil Trifonov Plays Franz Liszt, за который Трифонов и получил премию «Грэмми».