В 2016 году исполняется 125 лет со дня рождения Сергея Прокофьева – великого композитора XX столетия, автора балетов, опер, симфоний и концертов. По инициативе Президента России В.В. Путина 2016 год объявлен именным годом композитора.
14 октября артисты Биробиджанской областной филармонии провели лекторий "Рисуем музыку С.С. Прокофьева" для учеников школы №8 города Биробиджана.
Ребятам была продемонстрирована симфоническая сказка "Петя и Волк", написанная Сергеем Сергеевичем Прокофьевым в 1935 году, вскоре после его возвращения в СССР, по инициативе Наталии Ильиничны Сац для постановки в её Центральном детском театре.
Каждый персонаж представлен определённым инструментом и отдельным мотивом:
- Петя ― смычковые струнные инструменты (преимущественно скрипки), C-dur, свободная и открытая мелодия в духе пионерского марша;
- Птичка ― флейта в высоком регистре, G-dur, виртуозные пассажи;
- Утка ― гобой, Es-dur/As-dur, «крякающая» мелодия в нижнем регистре;
- Кошка ― кларнет, G-dur, тема изображает грацию и мягкую поступь кошки;
- Дедушка ― фагот, тема в h-moll, пунктирный ритм в нижнем и среднем регистре, имитирующий ворчание;
- Волк ― три валторны, тема в g-moll;
- Охотники ― литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш)
Позже ребятам было предложено изобразить на листе, посредством кисти и акварели, свое видение под музыкальные произведения С.С. Прокофьева.
В ближайшее время артисты филармонии посетят с лекторием ряд учебных заведений города и муниципальных образований области.
Один из крупнейших композиторов XX столетия — Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в Сонцовке (ныне — село Красное Донецкой области, Украина). Его родители — ученый-агроном, управляющий имением Сергей Алексеевич Прокофьев и Мария Григорьевна Прокофьева (Житкова).
Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет. Первая музыкальная пьеса — «Индийский галоп» для фортепиано — была написана С. Прокофьевым в конце лета 1896 года. После посещения Большого театра в 1900 году Сергей сочиняет первую оперу — «Великан» — на собственный сюжет и либретто.
Летом 1902 года по инициативе композитора, пианиста и педагога Сергея Ивановича Танеева в Сонцовку для занятий с мальчиком приезжает композитор Рейнгольд Глиэр. Под его руководством Сергей Прокофьев изучает теорию музыки, приступает к сочинению серии небольших фортепианных пьес, получивших название «Песенки», заканчивает оперу «Пир во время чумы» и начинает свою первую юношескую симфонию.
В сентябре 1904 года, в возрасте 13 лет, Прокофьев поступает в Санкт-Петербургскую консерваторию. Здесь он учится на трёх отделениях: сначала на композиторском, затем по классам специального фортепиано (у Анны Есиповой) и дирижирования (у Николая Черепнина). В 1914 году Прокофьев блестяще сдаёт выпускной экзамен по фортепиано: композитору присуждается Рубинштейновский приз — новый рояль фирмы Шрёдер.
Известность в России и за рубежом приходит к композитору в 1918 году. Благодаря премьерам таких авангардных сочинений, как «Скифская сюита», Прокофьева причисляют к самому левому фронту музыкального искусства начала ХХ века. Критики того времени называют его музыкальным футуристом.
В мае 1918 года композитор покидает родину и отправляется в мировое турне, продлившееся около 20 лет. Прокофьев живет и выступает сначала в США, затем — во Франции и других странах Европы. В это время созданы Третий и Четвёртый фортепианные концерты, оперы «Любовь к трём апельсинам» и «Огненный ангел», балеты «Стальной скок» и «Блудный сын», три новые симфонии и несколько серий камерно-инструментальных и вокальных сочинений.
В Россию Прокофьев возвращается лишь в ноябре 1936 года. Творческая жизнь композитора в это время отличается исключительной интенсивностью. В предвоенные годы он, в частности, заканчивает балет «Ромео и Джульетта», создает несколько инструментальных концертов, работает над музыкой к легендарной картине «Александр Невский» С. Эйзенштейна.
В годы Великой Отечественной войны Прокофьев заканчивает первую редакцию оперы «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого, а также балет «Золушка», Седьмую, Восьмую сонаты, Второй квартет, Пятую симфонию.
Вершинами позднего творчества Прокофьева по праву становятся Девятая фортепианная соната, Скрипичная и Виолончельная сонаты, Концертино для виолончели и Седьмая симфония, опера «Повесть о настоящем человеке» и балет «Каменный цветок».
Сергей Прокофьев ушёл из жизни в 1953 году, в доме № 6 в Камергерском переулке, где сейчас располагается «Музей С.С. Прокофьева».