Федор Шаляпин родился в крестьянской семье в Казани, в молодые годы учился на сапожника и подрабатывал статистом в провинциальной драматической труппе. Прославился он как певец, один из самых известных русских басов. Шаляпин выступал на многих сценах: в московском Большом театре, итальянском оперном доме Ла Скала и американском «Метрополитен-опера». Рассказываем о трех знаковых выступлениях всемирно известного артиста, которого называли царь-басом.
Первая сольная партия
1890 год, Уфа, Стольник в опере «Галька»
Театральный путь Федора Шаляпина начался в драматическом театре. Он считал датой своего дебюта сентябрь 1889 года: будущий артист вступил в казанскую драматическую труппу Василия Серебрякова на должность статиста. Шаляпин тогда уже пел — в соборном хоре. Вскоре он дебютировал и в опере: исполнил партию Зарецкого в «Евгении Онегине».
Первую большую роль Федор Шаляпин получил позже. После сезона-1889/90 он отправился в Уфу. Там его наняли хористом в опереточную труппу Семена Семенова-Самарского. Стать солистом Шаляпину помог случай. 18 декабря 1890 года играли оперу «Галька» польского композитора Станислава Монюшко. Перед спектаклем заболел один из ключевых артистов — исполнитель партии Стольника, отца заглавной героини. Хористу с хорошо поставленным голосом доверили выйти на сцену в одной из главных ролей.
В ходе спектакля случился инцидент, который Федор Шаляпин описал в своей книге «Душа и маска»: во время одной из сцен певец промахнулся и сел мимо стула. Как это произошло — автор не уточнял. Возможно, сказалось малое число репетиций: артиста ввели в спектакль накануне выступления.
Случай на общем впечатлении от выступления Шаляпина не сказался. Артист писал, что Семенов-Самарский «был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната». Он добавил к гонорару певца пять рублей и начал давать ему другие сольные партии. Сам Федор Шаляпин считал, что ситуация пошла на пользу: избавила от излишней уверенности в себе.
Хороший признак новичку в первом спектакле — на сцене при публике сесть мимо стула.
Дебют в Большом театре
1899 год, Москва, Мефистофель в опере «Фауст»
После полноценного дебюта в Уфе Шаляпин на несколько лет остался в провинциальных оперных антрепризах — частных театрах. Однако средоточием музыкальной жизни были крупные города, и Шаляпин мечтал перебраться туда. В 1894 году он недолго проработал в Московской частной опере Михаила Лентовского, а позже уехал в Петербург. Меломаны уже знали его и приглашали в светские салоны — например, спеть арию Ивана Сусанина. В 1895 году певец получил место солиста в Мариинском театре. Ему тогда исполнился 21 год. Друзьям Федор Шаляпин писал: «Ты подумай, я, подзаборный Федя, и вдруг стал артистом императорских театров!»
В труппе Мариинки Шаляпин пробыл недолго. В XIX веке репертуар басов был невелик, а в театре работали и более опытные певцы с этим тембром — среди них отец Игоря Стравинского Федор Стравинский. Шаляпин получал мало выступлений. Летом 1896 года он уехал на летний сезон в Нижний Новгород, в театр Саввы Мамонтова. После дебюта в партии Ивана Сусанина меценат пригласил артиста в свою московскую Частную русскую оперу.
Работа у Мамонтова принесла Шаляпину известность. После четырех лет в труппе певец снова поступил в Императорские театры, на этот раз в Большой. Пригласил его лично Владимир Теляковский — театральный администратор, управляющий Московской конторой Императорских театров и будущий последний их директор. Федор Шаляпин в книге «Страницы моей жизни» вспоминал, что Теляковский был готов создать все нужные для артиста условия и перестроить работу театра под его привычки: «Вот мы все и будем постепенно делать так, как вы найдете нужным».
Для дебюта выбрали партию, которую Шаляпин исполнял довольно часто, — Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст». Образ дьявола артист примерил еще в Тифлисе в 1893 году, а позже играл и в Мариинском театре, и в Частной опере. Об исполнении у Мамонтова писал музыкальный критик Семен Кругликов: «…точно сошел с картины первоклассного художника, с лучшей иллюстрации к Гётеву Фаусту — сам длинный, костлявый, а бледное лицо с довольно редкой растительностью то и дело передергивается язвительной гримасой; но и здесь ничего утрированного, ничего грубо подчеркнутого. Поет артист со свойственной ему даровитостью фразировки, так и пропитанной на этот раз беспощадной иронией и презрением».
Выступление в Большом театре 24 сентября 1899 года оценили и критики, и публика. Театральные газеты и журналы хвалили образ, который создал артист.
Весь спектакль превратился для артиста в сплошной грандиозный триумф, какого давно не видели стены Большого театра. Первое появление г. Шаляпина было встречено бесконечными громовыми рукоплесканиями. Такие же овации повторялись множество раз и во время действия, и после каждого акта «Фауста». Артиста в этот вечер вызывали не менее 30 раз. Кроме того, ему поднесены были шесть венков: пять лавровых и цветочных и один серебряный на изящном щите, с надписями «Великому артисту», «Гордости и славе русской оперы», «…Шире дорогу певцу-художнику» и т. д.
Мефистофель остался одной из коронных партий Федора Шаляпина до конца карьеры. Он часто выбирал этот образ для первого выступления в других театрах. Например, в 1901 году певец появился на сцене миланского Ла Скала как Мефистофель из одноименного сочинения Арриго Бойто.
Последнее выступление в России
1922 год, Петроград, песня «Дубинушка»
Федор Шаляпин до революции пользовался огромной популярностью у российских зрителей. Критик Юрий Беляев называл его «царь-басом». После 1917 года он продолжил работать — даже несмотря на то, что раньше служил в Императорских театрах и однажды во время спектакля преклонил колено перед Николаем II, который сидел в ложе. Шаляпин поддерживал революцию: он давно сочувствовал рабочим, пел для них, иногда бесплатно. А благодаря поддержке Владимира Ленина артист не только не лишился имущества и статуса, но и вскоре возглавил Мариинский театр.
Однако в 1920-х ситуация начала меняться. Артист решил покинуть СССР. Перед отъездом он дал несколько бесплатных концертов — в Москве и Петрограде. Выступление в бывшей столице стало для Шаляпина прощанием с российской публикой и страной. 29 июня 1922 года Федор Шаляпин пел на сцене Большого зала Петроградской филармонии.
Сотни жаждущих проникнуть в здание толпились у подъездов, запрудив Михайловскую улицу. Ровно в 2 часа дня вспыхнули переливами огней огромные хрустальные люстры. На эстраду помпезного концертного зала вышел Шаляпин. Артист был в полном параде, в безукоризненном фраке. Он блистал брильянтовыми запонками, своей величественной осанкой. В программе были собраны любимые оперные арии и романсы, создавшие шаляпинскую концертную славу. Слушатели бурно аплодировали артисту, заставляя его бисировать по многу раз. Под конец он пел русские народные песни, в которых звучала неизбывная тоска по широкому волжскому раздолью.
Шаляпин завершил концерт революционной «Дубинушкой». Она стала последней песней, которую известный бас исполнил на родине. На следующее утро он сел на пароход «Обербюргермейстер Хаккен» и отправился в Германию. Из поездки, которая изначально предполагалась как лечебная, Федор Шаляпин не вернулся.
Автор: Тата Боева