Как музыку послушать, понять и… рассмотреть

 Концертную программу «Метаморфозы» представила публике Биробиджанская областная филармония 29 января. Таким образом, отметили 100 лет со дня основания Московской государственной академической филармонии

 По инициативе президента органам власти субъектов Российской федерации было рекомендовано принять участие в подготовке и проведении юбилейных мероприятий. Биробиджанская филармония откликнулась на предложение.

Концерт посвящён юбилею Московской филармонии,Программа «Метаморфозы» рассказала слушателям о музыкальных инструментах, о том, как они звучат в классическом варианте и в современной обработке. Всё это, по задумке авторов, должен был заинтересовать как старшее поколение, так и молодёжь, и это удалось!Над концертом в филармонии работали с осени прошлого года.

Из классических инструментов в концертном зале звучали рояль, деревянные духовые инструменты – кларнет и саксофон; медные духовые – тромбон и туба. Древний китайский смычковый инструмент эрху представили гостям благодаря… смартфону («фишка», обращённая к молодёжи). Оказывается, сыграть на нём можно благодаря специальному приложению!

Кроме того, на большом экране зрителям продемонстрировали… ледяной орган, тубу высотой в два с половиной метра и другие необычные инструменты, часто существующие в единичном экземпляре. Ведущий занимательно рассказал об истории и особенностях этих инструментов.

Наконец, гостям филармонии также рассказали о голосе, как об отдельном музыкальном инструменте. Они смогли услышать народный, академический и современный вокал. Благодаря голосу представили и национальную культуру России.

В концерте участвовали четырнадцать артистов Биробиджанской филармонии, также два приглашённых солиста (из ансамбля «Винил» ГДК и хора народного искусства «Русский сувенир») и пианистка Марина Петрук. Она исполнила «Полишинель» Сергея Рахманинова и часть ля-минорного концерта Эдварда Грига в современной обработке, классическое произведение и классику в современной обработке.

— Я исполнила Рахманинова потому, что это один из моих любимейших композиторов. Мне нравится эта музыка. Есть композиторы высшего звена и Рахманинов относится к ним. Люди тянутся к высшему, к самому лучшему, это первое. Во-вторых, это русская музыка и она ближе нам по духу. В-третьих, она очень красивая. В-четвёртых, Рахманинов сам был великим пианистом. У него настолько всё продуманно и удобно! Он естественным образом писал свою фактуру для человеческих рук в отличие, например, от Чайковского: тот был симфонистом и свою фактуру слышал как симфонический оркестр. Поэтому, играть его очень неудобно, несмотря на то, что это та же фактура, ноты, русский романтизм. Рахманинова играть на порядок удобнее. Кроме того, у него была огромная рука, он брал квинту через октаву! (Это интервал длинной примерно в локоть, старинную единицу измерения длинны – прим. автора). Это масштабно, грандиозно!

Из разговора с Мариной Петровной узнаёшь то, в чём никогда самому не разобраться, сидя в концертном зале в качестве обычного слушателя. А лона увлечённо рассказывает дальше.

— В своём произведении композитор использует всю клавиатуру – от басов, до самых верхних нот. Использует невероятный мелодизм. Средняя часть «Полишинеля» основана на красивой мелодии и её красота в простоте в том числе. Фактура,мелодия, образ яркий, насыщенный и противоречивый. Точно неизвестно, почему Рахманинов так назвал своё произведение. «Полишинель» – это французский Петрушка, но музыка совершенно не клоунская. Там не бубенчики звенят. Там и страдания, и горе, и драматизм, и разлив чувств. Просто «Петрушкой» его назвать невозможно, – рассказывает Марина Петрук. – Григ близок нам своим описанием картин природы, мелодизмом, фактурой. Его произведения часто сравнивают с русской музыкой. Но я не играю Грига в чистом виде, я играю его музыку, обработанную на современный лад.

В блоке современной музыки гости концерта могли услышать регги, музыку группы «Пицца». Завершил программу прогрессивный рок, композиция «Палладио» Карла Дженкинса. В ней использовались «тяжёлых» гитар и ритм-секция. Концерт завершился на этой звонкой ноте.

Зрители приняли программу на «ура». Среди них в большинстве была молодёжь, а также молодые семьи с детьми. Аудитория охотно хлопала, с интересом следила за тем, что происходило на сцене, лица гостей концерта были радостными. Концерт стал интереснее и благодаря «познавательной» части программы, истории инструментов. Комментарии помогают лучше понять и принять классическую музыку, осмыслить её. Многие молодые люди не считают классику интересной просто потому, что её не понимают. Комментарии помогают представить, как создавалась музыка. Ближе подойти к ней. А как музыку увидеть – посмотрите на эти фотографии.