«Русская душа» на протяжении столетий вдохновляла не только отечественных деятелей культуры. Иностранные музыканты, посетившие нашу страну, посвящали ей свои произведения, а некоторые даже оставались здесь жить. «Культура.РФ» рассказывает о зарубежных музыкантах, очарованных Россией.

Приключения итальянцев в России

История успеха заезжих музыкантов началась в России с итальянской оперы. Итальянские оперные труппы стали приезжать в Россию еще в 1730-е годы, и первой из них стала труппа под руководством композитора Франческо Арайи. В 1736 году он представил в Санкт-Петербурге оперу «Сила любви и ненависти», текст либретто для которой перевел на русский язык придворный поэт Василий Тредиаковский. Впоследствии итальянские труппы постоянно получали приглашения в российскую столицу, а некоторые из них работали при дворе на постоянной основе. В частности, в царствование Екатерины II придворными оперными труппами руководили, сменяя друг друга, композиторы Бальдассаре Галуппи, Томмазо Траэтта, Джованни Паизиелло и Джузеппе Сарти. Именно в Санкт-Петербурге Паизиелло написал своего знаменитого «Севильского цирюльника» по комедии де Бомарше. «Цирюльник» был самой популярной оперой в мире до премьеры в 1816 году одноименной оперы Джоаккино Россини.

Но творчество итальянцев в России не ограничивалось лишь оперным театром. Так, Галуппи стал первым иностранным композитором, написавшим музыку на текст православного богослужения. Сохранились шесть его духовных концертов, которые издал уже в начале XIX века его ученик — русский композитор Дмитрий Бортнянский.

Фильд — «Русское поле»
В 1803 году, за год до рождения основоположника русской национальной композиторской школы Михаила Глинки, в Россию приехал с гастролями ирландский пианист и композитор Джон Фильд. В те годы он совершал европейское турне со своим учителем Муцио Клементи, с которым они играл концерты в четыре руки. Оказанный ему радушный прием и высокие гонорары повлияли на решение Фильда задержаться на некоторое время в России. Он так и остался здесь до конца своих дней, лишь изредка выезжая на гастроли по Европе. «Русский Фильд» (Russian Field — с англ. «русское поле»), как его называли, был не только создателем жанра фортепианного ноктюрна, но и выдающимся педагогом. Среди его учеников — Михаил Глинка, знаменитый пианист-виртуоз Александр Дюбюк, автор популярных романсов Александр Гурилев, известный оперный композитор Алексей Верстовский и другие, а также многие состоятельные любители музыки, в частности дед Сергея Рахманинова Аркадий Александрович. В своем творчестве Фильд не мог не затронуть русскую тематику. Его вариации на темы русских народных песен («Во саду ли, в огороде», «Камаринская» и другие) по части композиционных приемов во многом предвосхитили «Камаринскую» Глинки и другие сочинения русских композиторов в этом жанре.

https://youtu.be/dBcfyur1VDY