Телепередача «В мире животных» выходит в эфир больше 50 лет, и 46 лет на заставке звучит одна и та же мелодия в исполнении оркестра. Рассказываем, кто написал знаменитую музыку, как она попала на телевидение и что роднит ее с церковным произведением о рождении Иисуса Христа.

«Пьяный голубь» и «Жаворонок» в заставке передачи

Заставка телевизионной передачи «В мире животных», композиция «Alouette» («Жаворонок»), исполняет оркестр Поля Мориа

Передача «В мире животных» впервые вышла на экран в 1968 году. Первые выпуски проходили без заставок и названия: в эфире просто показывали кадры из документальных фильмов о дикой природе. В середине 1969 года к создателям программы присоединился режиссер-документалист Александр Згуриди. Он предложил использовать для заставки мультипликацию, а музыкальным фоном стала композиция «Colombe Ivre» («Пьяный голубь») французского композитора Поля Мориа. Телепередачу назвали «В мире животных» — как одну из книг Александра Згуриди.

В 1974 году режиссер передал руководству программы новую заставку, которую готовил для своего документального фильма «Дикая жизнь Гондваны». В кадре кружились журавли и прыгали страусы и звучало другое оркестровое произведение Поля Мориа — «Alouette» («Жаворонок»). Этой заставкой передача открывалась 46 лет, а музыка стала одной из самых узнаваемых мелодий в СССР и СНГ.

Мелодия из сборника гранд-оркестра Поля Мориа

В те годы, когда создавали первые выпуски телепередачи, композитора Поля Мориа знали во всем мире. Он работал с Шарлем Азнавуром, Далидой, был музыкальным директором певицы Мирей Матьё, с которой приезжал в Советский Союз.

Еще в 1965 году Поль Мориа собрал собственный гранд-оркестр — так называли эстрадно-симфонические коллективы во Франции. Музыканты исполняли популярные песни в переложении для оркестра. С гастролями коллектив объехал весь мир, записал несколько альбомов. В 1968 году у оркестра Поля Мориа вышел сборник, в котором был и «Жаворонок». Именно эту запись услышал Александр Згуриди, она же зазвучала и на заставке передачи «В мире животных».

Испанская рождественская кантата

Композиция «La peregrinación» («Паломничество»), музыка Ариэля Рамиреса, исполняет Мерседес Соса

Как и многие другие произведения из репертуара гранд-оркестра, «Жаворонка» написал не Поль Мориа. Он лишь переложил для симфонического оркестра эстрадный хит шансонье Жиля Дрё. Но и Дрё не был автором мелодии.

Композиция появилась в 1964 году. Это часть хоровой кантанты аргентинского композитора Ариэля Рамиреса «Рождество Господне». Десятая часть — «Паломничество» — и стала «Жаворонком». Изначально в ней пели о путешествии Девы Марии через пустыню и рождении Иисуса Христа. В испаноязычном мире это произведение обязательно звучало в канун Рождества и в храмах, и в домах за праздничным столом.

Шансонье Жиль Дрё услышал «Паломничество» в исполнении аргентинской певицы Мерседес Соса и решил позаимствовать мелодию. Он попросил поэта-песенника Пьера Деланоэ адаптировать текст для светской сцены. Тот сыграл на созвучии испанского текста и французских слов: «A la huella» («Идут в след») звучит почти также, как и «Alouette» («Жаворонок»). Новый текст песни посвятили птице — так произведение потеряло религиозный смысл. Во Франции песня стала хитом и в 1968 году попала в репертуар гранд-оркестра Поля Мориа.


Автор: Лидия Туляганова