30 июня в Музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» открылся опен-эйр-фестиваль «Лето. Музыка. Музей». Его почетным президентом в этом году стал художественный руководитель Московской областной филармонии, композитор, народный артист России Максим Дунаевский. О том, что ждет зрителей на фестивале, каково работать в кино и почему классика — это не скучно, он рассказал в интервью порталу «Культура.РФ».

— Максим Исаакович, начнем с разговора о фестивале «Лето. Музыка. Музей». Чем будете удивлять зрителей?

— В этом году фестиваль очень богат на имена, это наша гордость. Прежде всего, звездный коллектив — Государственный академический симфонический оркестр России им. Е.Ф. Светланова, который будет на сцене все три концерта.

Это и выдающиеся современные дирижеры: главный приглашенный дирижер Госоркестра Василий Петренко, который стал художественным руководителем фестиваля, что для нас невероятно ценно, художественный руководитель Госоркестра Владимир Юровский, а также Андрей Борейко, сотрудничающий с ведущими оркестрами мира. Кроме того, состав солистов просто роскошный: пианист Кирилл Герштейн, скрипачи Алина Ибрагимова и Илья Грингольц — это артисты высочайшего международного уровня. Фестиваль получился очень насыщенный, зрителям, я думаю, будет совсем не скучно, причем не только профессионалам и любителям музыки, но и самому широкому кругу слушателей. В исполнении таких артистов даже самая сложная музыка не может не понравиться.

— В чем вы видите главный смысл и цель фестиваля?

— На мой взгляд, смысл любого фестиваля — в популяризации того искусства, которое он несет. В данном случае — академическая музыка. Фестиваль — это праздник. Люди могут просто ходить на концерты, но фестиваль дает особую атмосферу. Программы, исполнители могут сменять друг друга, но главное условие, чтобы проект всегда оставался интересным. А рассчитан наш фестиваль на самую различную аудиторию. В этом смысл: не просто угодить какой-то группе любителей, а чтобы он был интересен многим. Можно легко сползти на простую популярную классику, что очень часто сегодня происходит в угоду зрителю, чтобы собрать побольше публики. Мы хотим этого избежать и приучить зрителя к серьезной музыке. Возможно, это произойдет не сразу, но, уверен, в результате все получится

— Классическая музыка идет в массы?

— Сегодня во всем мире очень высокий зрительский интерес к классике. Есть разные формы привлечения публики, и фестиваль — одна из них. Во многих европейских, американских городах проводятся всевозможные фестивали, особенно летом, именно для того чтобы популяризировать серьезную музыку. Еще лет 15 назад у нас были полупустые концертные залы, а сегодня картина иная. По крайней мере, ведущие площадки всегда собирают полные залы. Конечно, нельзя сказать, что классическая музыка — это массовое, стадионное искусство, но сегодня очень широк контингент зрителей, слушающих ее.

— Как возникло сотрудничество с музеем «Новый Иерусалим», где точки соприкосновения?

— Тут две причины. Во-первых, то, о чем мы уже говорили, — привлечение фестивальной публики, которая приходит не только послушать музыку, но и культурно провести время. Музей в дни фестиваля представляет великолепные экспозиции. А во-вторых, «Новый Иерусалим» сегодня становится одним из важнейших и главных культурных центров Подмосковья. В этом тоже есть большой смысл, чтобы именно там сделать точку притяжения. Мне кажется, это очень полезное совмещение.

— Вы сами начинали с академической музыки, а затем стали заниматься музыкой кино и театра. Что вам как музыканту действительно ближе?

— Порой трудно определить грань между серьезной и легкой музыкой. Например, не так давно оперы Верди были столь же популярны, как сейчас эстрадные песни, его арии распевались в итальянских ресторанчиках. Поскольку у меня фундаментальное образование (Максим Дунаевский окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по классу композиции. — Прим. ред.), я уверен, что академическая музыка, и классическая, и современная, — это основа. В Советском Союзе, например, очень поощрялось, развивалось музыкальное искусство, затем наступил период безвременья. Сейчас я считаю и своей задачей, и задачей Московской областной филармонии возвращать людям настоящую музыку.

— Какое влияние на ваш музыкальный путь оказали родители? Можете ли вы назвать самое ценное, чему вас научил отец?

— Отец научил меня слушать хорошую музыку. У нас дома всегда была новейшая аппаратура, первый магнитофон в стране и так далее. Сохранилась огромная папина фонотека — старые пластинки на 78 оборотов, виниловые. Там записи выдающихся мировых дирижеров, исполнителей. Все это звучало в нашем доме. Сказать, что отец был моим учителем, наставником, я не могу, потому что он не заставлял меня заниматься музыкой, я сам пришел к этому.

— В 2019 году вернулся на московскую сцену, став первой столичной премьерой Года театра в России, ваш мюзикл «Алые паруса». Как долго вы над ним работали и представляли ли себе, что его поставят более чем в 30 городах?

— Когда мюзикл поставили первые три театра, я понял, что он сейчас разбежится, как в свое время «Три мушкетера». В целом я написал «Алые паруса» за три дня. Потом, конечно, была кропотливая работа, но в основном — три дня. Вот так бывает.

— Какие премьеры выходят в ближайшее время?

— Совсем недавно прошла премьера моего мюзикла «Капитанская дочка» — по пушкинскому шедевру. Скоро предстоит работа над мюзиклом в Московском театре оперетты «Сервиз Ее Величества императрицы» — комедия на полуисторический сюжет. В Театре Российской армии уже начинается постановка сложной драматической пьесы о северной экспедиции, участники которой погибли. Названия пока нет, но предварительно — «Белая карта».

— А что бы вы советовали посмотреть из современных российских мюзиклов?

— Мне очень понравился мюзикл Геннадия Гладкова, написанный недавно и поставленный в Театре оперетты, — «Доходное место». Вообще, жанр мюзикла всегда был популярен, просто принимал разные формы. Не могу сказать, что сейчас происходит какое-то новое рождение.

— Вы написали музыку к десяткам фильмов, работу над каким из них до сих пор вспоминаете как самую сложную?

— Работа в кино — это всегда непросто, простых задач не бывает. Если ты хочешь получить хороший результат, то это требует усилий.

— Вы как-то рассказывали о сложной работе над песней «Позвони мне, позвони»…

— Работа над фильмом «Карнавал» с прекрасным режиссером Татьяной Лиозновой была действительно трудной, но получилась такая светлая, красивая картина!

— А если бы вам пришлось выбрать только одно из своих произведений как главное, какое бы вы назвали?

— Одно произведение выделить не могу. Они же все мои дети. Конечно, это музыка к фильмам «Мэри Поппинс, до свидания!», «Зеленый фургон», «Ах, водевиль, водевиль», «Три мушкетера», куда без них! Сейчас уже музыкальных фильмов не ставится, поэтому приходится только с ностальгией вспоминать.

— На портале «Культура.РФ» можно почитать книги, посмотреть спектакли и киноленты. Поделитесь с нашими читателями вашим любимым фильмом?

— Это советские фильмы — замечательные картины Эльдара РязановаГеоргия Данелии и других режиссеров. Они вечные. Даже мои дети, которые вообще не смотрят телевизор, не могут оторваться от этих старых фильмов. Есть в них какая-то потрясающая магия, притягательная сила.

Фотографии предоставлены музейно-выставочным комплексом Московской области «Новый Иерусалим»

Беседовала Мария Тихомирова