11 ноября впервые в областной филармонии выступит Владислав Потапов (фортепиано)
Владислав Потапов – необыкновенно яркая, самобытная личность. Как пианист он учился в классах легендарных профессоров Виссариона Слонима и Мэри Лебензон. Как композитор – в классах профессоров Геннадия Банщикова и Юрия Фалика (Санкт-Петербургская консерватория). Владислав давно и серьезно увлечен искусством классической импровизации – чему, собственно, и посвящена программа предстоящего концерта.
Первичные навыки импровизации Владислав получил в классе по сольфеджио у Марии Алексеевны Крафт-Котляревской. Ее дед, Теодор Штейн (Федор Федорович Штейн) был популярным пианистом-импровизатором 19 века, с детства гастролирующим по Европе. Его талант и мастерство высоко ценили Ф.Шопен, Р.Шуман и др. В 1872 году Ф.Ф.Штейн был приглашен в число профессоров Санкт-Петербургской консерватории.
Во времена Баха, Моцарта, Бетховена вторым отделением концерта почти всегда была импровизация, так как она, как лакмусовая бумажка, позволяла выявить природную одаренность музыканта. Общеизвестно, что Ф.Лист, Ф.Шопен большинство своих концертов дали как пианисты-импровизаторы. Импровизация лишь в малой степени зависит от «наученности», от полученных музыкальных навыков. На первом плане – личностные качества импровизатора, который должен обладать как композиторским мышлением, так и исполнительскими навыками, «чутьем» музыкальной гармонии, природной быстротой как стратегического, так и тактического музыкального мышления и т.д.
Будучи широко распространенным и обязательным для композиторов и исполнителей в 16-19 веках, являясь более первичным, чем композиция, академическим искусством, классическая импровизация в силу разных причин начала уходить с концертной сцены с конца 19 века и на сегодняшний день этот жанр практически предан забвению, исполнителей классической импровизации ни в России, ни за рубежом практически нет. Можно с уверенностью утверждать, что сольных концертов в жанре классической импровизации не было на концертной эстраде более, чем 100 лет. Поэтому слушателей ждет настоящая музыкальная сенсация!
В настоящий момент музыканты разных стран Европы, России, Америки обеспокоены тем, что из музыкального искусства исчезает самое главное - фантазийность, непредсказуемость… XX век отделил композиторов от исполнителей – одни только пишут, другие только исполняют. Это рискует завести искусство в тупик, заменив «широту взгляда» на «узкую специализацию».
Профессор по классу фортепиано Иерусалимской Академии, гастролирующий по Европе с мастер-классами Марк Шавинер, так писал об импровизациях Владислава Потапова: «Вы обладаете большим даром в этой области! И блестящий пианизм, благородство и прекрасный вкус! Спасибо!
Когда слушал, думал о том, что именно импровизация дает возможность охватить единым импульсом разные темы, как бы «переинтонируя» и сближая их. То же и в патетических темах, Вы замечательно это почувствовали и передали!
Главное – Ваши импровизации показывают жизненность и глубокий смысл этого жанра. Я вспомнил, как Черни описывал импровизации Бетховена. Как однажды после его гениальной импровизации, кто-то сказал « как жаль, что это навсегда утеряно» - «Отчего же» - сказал Бетховен и повторил все снова. Он импровизировал в господствующих тогда формах. Фантазия оп.77 – образец такой импровизации».
Владислав Потапов из тех редких пианистов, которые делают шаг к возрождению забытых академических музыкальных традиций. И на сегодняшний день исполнитель видит свою задачу в том, чтобы посредством концертной деятельности как в России, так и за рубежом, способствовать возрождению и популяризации искусства импровизации.
Импровизация непредсказуема, как живая беседа, которая зависит от эмоционального состояния артиста, качества инструмента, в том числе и от атмосферы в зале. Так что каждый из слушателей, присутствующих на концерте, в какой-то степени становится соучастником неповторимого творческого процесса.