ДЕНЬ НА ДЕНЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ
А. Н. Островский
Комедия в трех действиях
Спектакль идет с одним антрактом
Режиссер – народный артист России А.В. Коршунов
«Неизвестный Островский»… Казалось бы, такое невозможно, ведь популярность великого драматурга необычайно высока! Тем не менее, пьеса, поставленная Александром Коршуновым, редкий гость театральных подмостков. В Малом театре в последний раз она ставилась более ста лет назад, в 1895 году, и шла тогда под своим оригинальным названием – «Тяжёлые дни». Всё действие разворачивается в течение одного дня – понедельника. Как известно, с этим днём недели связано великое множество примет и суеверий. Но, пожалуй, самый распространённый предрассудок, связанный с понедельником, - то, что это тяжёлый день. И ведь сработала примета! Именно в понедельник чванливый купец-самодур Тит Титыч Брусков, выпив лишнего, побил в трактире незнакомого барина, а тот возьми, да и потребуй в качестве компенсации триста тысяч рублей! И только находчивый мелкий чиновник Досужев смог уладить это дело, заодно сосватав Андрея Титыча Брускова и купеческую дочку Сашеньку Круглову.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР
Государственный академический Малый театр – старейший драматический коллектив России, возникший более двух с половиной веков назад.
История здания и история труппы не всегда совпадают. Знаменитая сцена на Театральной площади (в первой четверти ХIХ века площадь называлась «Петровская»), куда переехала драматическая труппа Московского императорского театра в 1824 году, обрела свое новое имя – Малый. Вначале это название даже не писали с большой буквы, ведь оно объяснялось лишь размерами здания (по сравнению с построенным по соседству Большим театром, предназначенным для оперных и балетных спектаклей). Однако сегодня Большой и Малый – имена собственные, и во всех странах мира звучат на русском языке.
Труппа же была основана при Московском университете ещё в 1756 г., сразу после Указа императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в России. Позже она вошла в систему императорских театров.
Слава Малого театра – слава его великих артистов. На этой сцене играли Щепкин, Мочалов, Ермолова, Ленский, Южин, Остужев, Пашенная, Царёв, Ильинский, Бабочкин, Турчанинова, Яблочкина, Жаров, Гоголева...
Мастерству актеров Малого аплодировали в этих стенах Гоголь, Сухово-Кобылин, Достоевский, Герцен, Лев Толстой. На образцах великой актерской игры старейшей сцены учился Станиславский, восхищался мастерством актеров Малого Немирович-Данченко. Высоко ценил искусство Малого первый актер Художественного театра Василий Качалов, великий певец Федор Шаляпин.
Помнят прославленные подмостки и знаменитых гастролёров – Сальвини, Рашель, Олдриджа.
В разные годы здесь работали такие известные режиссеры как В. А. Андреев, Л. В. Варпаховский, С. В. Женовач, Б. А. Львов – Анохин, Б. А. Морозов, И. С. Платон, Б. И. Равенских, А. А. Санин, Е. Р. Симонов, И. Я. Судаков, П. Н. Фоменко, Л. Е. Хейфец, А. Я. Шапиро и др. В настоящее время в режиссерскую группу Малого театра входят В. М. Бейлис, В. Н. Драгунов, В. Н. Иванов, В. Е. Федоров.
А кто из великих людей, которыми гордится Россия, не побывал в нашем зрительном зале?..
Современное поколение артистов и режиссёров Малого театра отличается приверженностью его лучшим традициям и опирается на богатый опыт предшественников. Коллектив возглавляют художественный руководитель, народный артист СССР Ю. М. Соломин и директор Т. А. Михайлова. В труппе – народные артисты России И. В. Муравьёва, В. И. Бочкарёв, Л. П. Полякова, Е. К. Глушенко, Ю. И. Каюров, Б. В. Клюев, Л. В. Титова, А. В. Коршунов, Б. Г. Невзоров, Вл.Б. Носик, В. К. Бабятинский, В. И. Езепов, А. В. Клюквин, С. Г. Аманова, В. А. Афанасьев, А.В. Вершинин, заслуженный артист России В. А. Низовой, артисты И. П. Петренко, А. Г. Волков, И. Ю. Леонова – список всенародно любимых актёров можно продолжать и продолжать.
Основой репертуара Малого является русская и зарубежная классика. Это, прежде всего, пьесы А. Н. Островского – создателя русского национального театра. В настоящее время в афише их 14: «Волки и овцы», «Лес», «Бешеные деньги», «Свои люди – сочтёмся!», «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда – хорошо, а счастье лучше», «День на день не приходится», «Последняя жертва», «Бедность не порок», «Бесприданница», «Сердце не камень», «Поздняя любовь», «Не всё коту масленица», «Таланты и поклонники».
В былые времена театр не мог найти общий язык с А. П. Чеховым – при жизни писателя на сцене Малого появлялись только его смешные водевили. Однако постепенно увидели свет спектакли по всем великим пьесам Чехова (в сегодняшнем репертуаре есть «Вишнёвый сад» и «Три сестры»). Долгие годы «визитной карточкой» Малого была драматическая трилогия А. К. Толстого, рассказывающая об истории Государства Российского, – «Царь Иоанн Грозный», «Царь Фёдор Иоаннович» и «Царь Борис». Музыка для этих спектаклей написана великим русским композитором Г. В. Свиридовым.
Театр не обделяет вниманием и зарубежную классику – в репертуаре Малого пьесы У.Шекспира, Ж.-Б. Мольера, Э.Скриба, Э.Золя, К.Гольдони, Г.Гауптмана, С.Моэма, Э. Де Филиппо, Ф.Дюрренматта, А.Дюма - отца, Р.Тома.
Малый театр принят в члены Союза театров Европы. Режиссеры из разных стран с успехом ставят спектакли на старейшей русской сцене.
Малый театр сумел сохранить свой симфонический оркестр, в составе которого музыканты высочайшего профессионального уровня, лауреаты международных конкурсов. Григорий Гоберник — композитор, заведующий музыкальной частью — ведет это направление работы в театре с высоким профессионализмом.
С давних времён при Малом театре существует своя театральная школа – ВТУ им. М. С. Щепкина. История его создания восходит к основанному в 1809 г. Московскому театральному училищу, где на протяжении многих лет преподавал М. С. Щепкин. В 1863 г. училище получило постоянное помещение на Неглинной улице, где находится и по сей день. Оно готовит актёрские кадры для всей России и стран ближнего зарубежья, но в первую очередь здесь воспитывают артистов для Малого театра. Именно выпускники Щепки составляют основу нашей труппы.
Гастрольная география Малого театра очень велика. Театр побывал в Японии, Голландии, Франции, Германии, Израиле, Ливии, Латвии, Южной Корее, Италии, Китае, Болгарии, Финляндии и других странах, объездил многие города России.
Малому театру присвоен статус «национального достояния России». Он был включён в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковкой и Эрмитажем.